За любым поведением стоит позитивное намерение
Кевин — менеджер отдела, в котором работают около 20 человек. Он прекрасно выполняет свои обязанности, но слишком строг с подчиненными. Они его побаиваются и сердятся; несколько сотрудников выразили свое недовольство.
Джереми, который возглавляет отдел и является начальником Кевина, этим очень озабочен. Он знает, что Кевин крайне важен для компании, что он превосходный и неутомимый сотрудник, но он понимает, что все, кто работает под началом Кевина, нервничают и что в офисе жуткий моральный климат.
Прилагая метод рефрейминга к решению проблем, Джереми не скажет Кевину: «Перестань придираться к людям». Вероятно, это не поможете любом случае, а только вызовет противодействие Кевина. Джереми понимает, что в поведении Кевина должно присутствовать позитивное намерение в форме либо защиты, либо мотивации. Он приглашает Кевина в свой кабинет и спрашивает: «Когда ты указываешь сотрудникам на то, что они делают неправильно, какова твоя цель? Чего ты пытаешься добиться?»
Кевин отвечает: «Я указываю им на недочеты потому, что не хочу, чтобы они повторяли те же ошибки. Я хочу, чтобы их работа улучшилась, чтобы она была намного более продуктивной. В конце концов, я несу ответственность — и стремлюсь к тому, чтобы отдел процветал».
О магазине E-matras мне в интернете повстречалась полезная информация. На сайте http://e-matras.ua/matrasy/filter/sonlajnukraina-0-0-199-1.html этого магазина можно узнать о том, как приобрести ортопедические матрасы с гарантией качества на выгодных условиях. Обратите на это внимание.
Теперь у Джереми имеется информация, которая была ему нужна. Он понимает, что Кевин указывает на ошибки, желая преподать сотрудникам урок, чтобы они могли избежать повторения этих ошибок в будущем.
Джереми говорит: «Итак, ты хочет, чтобы твои люди трудились с максимальной эффективностью». (Джереми использует возвращение, стараясь убедиться, что он все правильно понял.)
«Да, именно так».
«Я ценю это. Но понимаешь, иногда, когда ты указываешь людям на их ошибки, они воспринимают это как придирки». (Здесь Джереми подводит Кевина к возможному альтернативному поведению.)
«Но я пытаюсь им помочь, — протестует Кевин. — Я устанавливаю высокий критерий в целях их мотивации».
«Отлично. Но поскольку твои действия не приносят желаемого результата, почему бы не подумать о другом способе?»
«Вы хотите сказать, найти для них другие слова?»
«Найти для них другую мотивацию. Подумай об этом. Вот что мотивирует тебя? Возможно, когда тебе говорят, что ты сделал что-то не так, тебе кажется, что ты должен показать свои возможности — и ты выкладываешься на все сто. Но не все люди такие. Иногда их нужно просто подбодрить».
На этом Джереми заканчивает разговор, прося Кевина подумать об альтернативах. Через несколько дней они встречаются снова. Кевин улыбается.
«Я хочу сказать спасибо за то, что вы указали мне на мое поведение, — говорит он. — Я не понимал, что я слишком строг со своими подчиненными. Вообще-то я считаю, что они отличные ребята, лучшие из тех, с кем я работал. И знаете, когда я сказал им об этом на нашем собрании во вторник, они зааплодировали. Отныне я буду стараться, чтобы они знали, насколько высоко я их ценю. А затем, — он широко улыбается, — я поговорю с ними начистоту».
Если бы Джереми попытался просто избавиться от проблемы, положив конец нежелательному поведению, велика вероятность, что Кевин начал бы защищаться и мог стать еще более придирчивым. Нет сомнений, что ситуация только ухудшилась бы.
Воспользовавшись рефреймингом, Джереми придал ситуации гибкость. Он сказал себе: «Отдай должное цели, стоящей за проблемным поведением, а затем найти альтернативные
решения». Проявив мудрость, он предоставил Кевину возможность самому отыскать альтернативы.
Аналогичная ситуация возникла в транспортном отделе крупной финансовой корпорации. Отдел возглавляет женщина, и женщинам, работающим под ее началом, кажется, что она предъявляет к ним намного больше требований, чем к мужчинам.