военные комплексы
Капитан превратился в выжившего из ума скаредного старика. Сподвижник Анджей — в обывателя. А Инка — «ласточка», так любовно называли своих связных повстанцы, — в стареющую истеричную бабу. Все они живут маленькими своими делишками, от романтики не осталось и следа. Презрительно усмехнувшись, Седой прикурил от вечного огня на могиле жертв…
Ужасно? Пожалуй. Но Пассендорфер не виноват, что все это приписали ему. Еще во время съемок он заявил, что делает фильм, который должен освобождать людей от «военных комплексов», предостерегать от бесцельного копания в старых ранах. Критические замечания, думается, порождены недоразумением, в котором повинна и игра Лапицкого.
«Недружественный свидетель» дает недружелюбные показания — такова особенность этого фильма. Сложность в том, что этот свидетель до финального кадра не кажется тем, кто он есть на самом деле. Седой — Лапицкий предельно сдержан, холоден, объективен. Он ничему не дает ни оценок, ни комментариев. Он даже моментами обаятелен и прекрасен — когда перерождается в мальчишку-автоматчика, напоминающего Мацека…
Таким образом, спорить стоит лишь о том, можно ли было негативную и простую в своей сущности роль — человека, который проиграл в жизни и может вспомнить лишь страшные дни оккупации, — давать такому обаятельному и тонкому актеру, как Анджей Лапицкий. Но, вероятно, именно благодаря его игре фильм «Возвращение» оказался одним из памятных в польском кино 60-х годов.
Хотите узнать больше про изготовление памятников? А мне повстречался сайт «Изготовление памятников.ру» в интернете, где фотогалерея надгробных памятников и подобное представлено в большом разнообразии. Обратите внимание на мое сообщение.