водевиль на тему «польских комплексов»
В «Сальто», напротив, — Лапицкий лишь один из многочисленного хора, разыгрывающего водевиль на тему «польских комплексов». В этом любопытном фильме иронично, а подчас и издевательски ставится вопрос: а был ли мальчик? А так ли уж все было, как рассказывала «польская школа»? Героя фильма, роль которого Цибульский сыграл с повторением некоторых характерных приемов «Пепла и алмаза», окружают разные люди, которым герой внушает, что у всех у них славное прошлое, все они — участники Сопротивления. Лапицкий, как и другие, поддается на сладкий обман, но, право же, он слишком смешон, чтобы долго мнить себя героем.
Нельзя, однако, не сказать, что задолго до «Сальто» Лапицкий под руководством Рыбковского попробовал силы и в кинорежиссуре, сняв одну новеллу в фильме «Запоздавшие прохожие» и снявшись в другой новелле. То была вполне профессиональная работа, не имевшая, правда, продолжения в кино и попавшая в kieszeń na ulotki a4, а затем на полку шкафа. Но эта работа открыла Лапицкому широко двери на телевидении. Сегодня даже трудно сказать, где он работает больше — в театре, кино или телевидении? Только в 1968 году, помимо обычной работы в театре, он снялся в трех кинофильмах и пяти телефильмах.
Все это разные роли: то он выступает в роли лорда Артура из повести О. Уайльда, то капитана госбезопасности, то ничем не примечательного обы- вателя-врача и т. д. Иногда это очень большие роли, — например, в фильме Влодзимежа Хоупе «Брачный справочник». Тем не менее они оказываются неизменно «проходными». Десять лет работы в кино так и не принесли Лапицкому его шедевра его фильма, в котором его бесспорный талант выразился бы полностью, как это было, например, у Цибульского в «Пепле и алмазе» или у Веслава Голоса в «Сержанте Калене». И винить в этом актера никак нельзя.