Театральные круги
Николай Николаевич получил приглашения в Малый и Александрийский театры, но отклонил их. Если от коршевокого театра Синельникова отвращала «коммерция», то перспектива работать по указке чиновников также не привлекала его. Трагическая судьба Ленского и его преждевременная смерть, вызванная травлей, возглавленной директором императорских театров Теляковским, красноречиво доказывала бессилие художника в борьбе с тупостью и казенщиной, царившей в Дирекции императорских театров. «Не могу больше терпеть — ухожу, — писал Ленский за месяц до смерти. — Ухожу из театра, которому я отдал половину жизни и всю мою душу». Ленский не пережил разлуки с театром. Он знал, что, порывая с ним, наносит себе смертельную рану, и все-таки ушел, убедившись, что не в силах вырвать театр из рук чиновничьей клики. «…На 62 году жизни я почувствую себя независимым, читаем мы в его записках, — насколько можно чувствовать себя независимым в нашем отечестве».
Независимость! О ней, хоть минимальной, мечтал каждый подлинный художник в царской России. К ней стремился и Синельников, и потому после десятилетней коршевской кабалы он снова решается организовать свой театр, чем бы это ему ни грозило впоследствии.
Имя Синельникова было известно по России. Когда он в 1909 году подал заявку на аренду театра в Харькове, городская управа отдала ему предпочтение перед остальными претендентами. Синельников нашел в Харькове человека, который внес за него залог и дал ему взаймы десять тысяч рублей «а организационные расходы, и театр был снят. Договор был заключен на пять лет, начиная с осени 1910 года.
Согласно договоренности с Синельниковым и по его указаниям городская управа должна была произвести капитальный ремонт в театре. Кроме того, Синельников сумел добиться кредита в мануфактурных и мебельных магазинах для отделки театра. Дав указания и наметив план работ, Николай Николаевич поехал служить в Одессу к антрепренеру М. Ф. Багрову.