спасение актера
На первый взгляд роль Ивана Стояновича не предвещала ничего особенного: провинциальный поэт, пришедший в Белград с тоненькой тетрадкой стихов в кармане, поначалу ничем не напоминает классического Растиньяка, холодно взирающего с холма на вепикий город, который надлежит покорить любой ценой. Самарджич играет здесь того же искреннего, порывистого, напористого, обаятельного паренька из провинции, который уже из рядно поднадоел и ему самому и зрителю. И если бы не сюжет…
Но дело было в сюжете, дело было в прямолинейной драматургии Йована Чирилова и столь же прямолинейной режиссуре Владана Слиепчевича. Авторы не претендовали на открытие, социальный тип был им предельно ясен, оставалось только развенчать его, показать как можно подробнее, вскрыть в самом первом приближении его эмоциональные и социальные корни, его типичность и его индивидуальность. Привычная маска Самарджича как нельзя лучше соответствовала их намерениям: нужно «карьера было лишь поставить ее с ног на голову.
Выяснилось, что именно в этом заключалось спасение актера. Его Иван делает карьеру с удивительной непосредственностью и искренностью: обманывает возлюбленную и друга, приятеля и жену, лжет коллегам, интригует, измывается, шантажирует, предает, проигрывает — и все это, осознавая свою натуральность и спонтанность как главное орудие в жизненной борьбе. Чирилов и Слиепчевич пуще всего боятся назвать своего героя аморальным — это было бы слишком примитивно; на самом деле он просто не знает, что это такое — мораль, с чем это едят, чем запивают. Его мораль сводится к простейшим ощущениям: удовольствие — неудовольствие, польза — вред, сладко — горько, тепло — холодно. Он и проигрывает, со своей, конечно, точки зрения, потому только, что не принимает во внимание те моменты и обстоятельства, когда его обаяние оказывается далеко не беспредельным.
Сила Ивана оборачивается его слабостью: естественность, напористость, обаяние действуют лишь в узком кругу личных контактов, а это оказывается недостаточным для карьеры.
Открывается и другое: герой Самарджича обречен на поражение не потому только, что общество вытолкнет его из себя, почувствовав его несовместимость с социальной нравственностью. Иван Стоянович проигрывает внутренне, и это главное для Чирилова и Слиепчевича. Ибо, ставя себя на службу себе, Иван превращает все свои несомненные способности в своеобразную шагреневую кожу. Чем больше тратишь, тем меньше остается, мог бы сказать Стоянович. понимая к финалу, что естественность и искренность не регенерируют, не могут быть корыстными, программированными. И когда он окончательно осознает это, когда остается единственная надежда — любовь, а любви уже нет, тогда он может умирать физически, ибо морально он мертв уже давно.
Довольно занимательный информационный блог BegetNews мне попался на глаза в Сети. Тенденции мужской моды, уличная мода и многое другое на это блоге рассматривается весьма обстоятельно. Обратите внимание на мое сообщение.