Шотландская королева
После спектаклей Художественного театра «Двенадцатая ночь» и «Венецианский купец» ни культурная публика, ни уважающие свой творческий труд деятели театра уже не могли довольствоваться стандартным исполнением «готических» пьес. Чтобы заставить актеров уйти от штампов, Синельников давал им такие активные задания и требовал столь энергичного их выполнения, что исполнителю не представлялось случая для «торжественного шествия» по сцепе. Актер, включаясь в действие, начинал воспринимать события с той силой и остротой, как если бы они случились с ним самим. Веря в происходящее, исполнитель ощущал себя изображаемым лицом, в конечном итоге перевоплощаясь в созданный автором образ.
Синельникову очень помогало то, что ведущую роль исполняла нетронутая рутиной актриса. «По-новому зазвучали слова, фразы, сцены», — вспоминал он.
Вся труппа следила за тем, как добивался режиссер оригинального исполнения трагедии. Особенно интересно он разрабатывал в роли Марии третий акт. В начале сцены в лесу он как бы показывал прежнюю Марию, какой она была до заточения. Она выбегала упоенная мигом дарованной свободы, полная восторженной любви к жизни. Движения ее обретали былую легкость, голос — звучность. Но чем радужней были надежды Марии, чем приветливей она обращалась к облакам, несущимся к французской земле, чем искренней она верила в свое освобождение, тем тревожней становилась кормилица, предчувствуя недоброе. Контраст настроений двух женщин предвещал приближение катастрофы. В момент, когда в душе Марии торжествовали светлые силы, когда она внутренне была наименее всего подготовлена к новому удару, ее поражала весть о предстоящем свидании с королевой Елизаветой. Режиссер не боялся в начале акта смелого использования радостных, светлых красок, вплоть до звонкого смеха, и этим давал возможность актрисе сделать сильный разбег, чтобы заставить ее от восторженного наслаждения жизнью пройти со своей героиней через внутреннюю борьбу, боль унижения, гнев, торжество победы и, наконец, низвергнуться в глубочайшую пропасть отчаяния.