невиданный в истории юбилей
В 1954 году Людвик Сольский отпраздновал невиданный в истории юбилей — юбилей вступления в сотый год жизни. Он рассказывает об этом торжестве в заключительном разделе своих «Воспоминаний». Он получил высокие награды, ему были оказаны высшие почести, каких когда-либо удостаивался деятель сцены.
Когда он умер, лишь немного не дожив до ста лет, его прах был похоронен в Кракове, в крипте костела Св. Станислава на Скалке, на берегу Вислы. Там, в этом скромном Пантеоне, Людвик Сольский покоится рядом с другими выдающимися деятелями польской культуры, рядом со Станиславом Выспянский, верный заветам которого, он боролся за утверждение «огромного театра», проникнутого благородной идеей служения народу.
Середина XIX века. Маленький бедный городок Гдув. Ездят туда из Кракова через Величку по холмистой местности. У порога этого бедного городишки, по левую руку от тракта, — обширная городская площадь. В глубине рынка виднеется маленький деревянный домик, обращенный задним фасадом к Кракову. Его колонны, словно караульные, высятся у входа. Домик этот, типичный и характерный для тех времен, кажется совсем уже старым и обветшалым. Живет в нем высокий, худощавый пан с худым, но выразительным лицом, с широким шрамом на щеке, с живыми, быстрыми глазами и высоким лбом. Это судебный мандатариуш Францишек Ксаверий Налэнч Сосновский, женатый на Станиславе Любич-Войцеховской. Звания и гербы, которыми украшены его печати, так же как и родство предков с гетманами, никак не соответствуют теперешним условиям жизни пана уполномоченного. Супруги ведут очень скромную жизнь. Единственное богатство, которым они гордятся, — это уважение людей. Почестей, похвал, положения Францишек Сосновский не нажил и знает, что, пока край в неволе, ожидать их не может. Ведь на совести у него слишком большой «грех» — участие в Ноябрьском восстании. Есть «прегрешения» и у его жены — своими стихами она старается поддерживать волю к борьбе, выдержку, «чтоб не врачевала Раны подлость». Ее патриотические стихи передаются в округе из уст в уста, распространяются в списках и воспитывают у поляков национальные чувства, всячески подавляемые австрийскими властями. В напряженные моменты, как только где-нибудь на свете раздадутся освободительные призывы или кто-нибудь вспомнит о несчастьях нашего народа, жаром беспокойства жжет души полонез из альбома Станиславы Сосновской.
Сайт компании, которая занимается выпуском аттракционов, мне повстречался в интернете. На страницах этого сайта про одноименный с компаний аттракцион детский комплекс непоседа можно увидеть интересную информацию. Примите к сведению мое сообщение.