Любимцы высших кругов зрителей
Но редко кто полностью осознавал, каких усилий истинным художникам стоило преодолевать противодействие рутинеров. На казенных сценах распоряжались чиновники. Понимая, что реалистическое направление в искусстве способствует прогрессивному движению общества, они всячески тормозили его развитие, тянули театр к малосодержательным пьесам, пустой развлекательности.
В борьбе с рутиной и косностью теряли силы, а порой и гибли лучшие представители театра. Преждевременно погиб Мочалов, горькие минуты переживал Щепкин. Принуждена была оставить сцену затравленная Стрелетова.
Островский, видя как небрежно ставятся в императорских театрах его лучшие пьесы, писал с возмущением: «Эту несчастную «Грозу» как будто хотят сбыть поскорей с репертуара, точно она мозолит глаза кому-нибудь»
Всякое произведение, обличающее мрачную действительность, административные лица старались не допускать на сцену. Не пользовались их благоволением и те артисты, которые правдивым воспроизведением жизни обнажали язвы тогдашнего общества. Иная судьба была у актеров, которые стремились лишь поразить публику внешним блеском мастерства и утонченным изяществом формы. Их искусство восхищало, но не тревожило высшее общество, и актеров этого типа ласкали и задаривали. Любимцы высших кругов зрителей, являясь противниками последователей щепкинской школы, основанной на глубине переживаний, влияли на репертуар, а также на оценку дарований артистов противоположного направления, проявляя к ним нетерпимость не меньшую, чем реакционеры-чиновники. Многие крупные актеры-реалисты не были приглашены на казенную сцену, иные вынуждены были покинуть ее. Работая в провинции, эти актеры несли в массы свое трепетное искусство и будили протест против угнетения и бесправия. Приветствуемые демократическими слоями зрителей, они встречали препятствия своим творческим начинаниям со стороны чуждых, а чаще всего и враждебных искусству антрепренеров. Деятели типа Медведева, под руководством которого сформировалась одна из лучших антреприз провинции, были редким исключением.