дискурсы клиента
В консультировании личностные дискурсы клиента соприкасаются с профессиональными и личностными дискурсами консультанта, результатом чего становится частичная перестройка представлений, отражающих взгляд клиента на себя и свои обстоятельства, и даже построение новой текстовой квазиреальности, руководствуясь которой клиент будет способен влиять на свои реальные отношения, поведение, поступки, жизнь.
Консультативный дискурс личностно центрирован, слабо институциализирован и по форме сознательно приближен психологом к разговорному дискурсу. «Живое» речевое взаимодействие в консультировании, если его наблюдать со стороны, во многом схоже с разговорной речью: в нем есть тексты-рассказы, отвечающие всем признакам текстовой структуры; оборванные тексты, характеризующиеся незаконченностью и тематической аморфностью; «текстоиды» (тексты, не имеющие строгого членения, принципиально незавершенные, спонтанные, рассчитанные на активность слушателя, тематически разъятые, поскольку темы возникают по ходу реализации разговора), разговоры (тексты, где развитие темы
прослеживается с трудом, а диалогичность максимальна), а также дискурсы, отличающиеся полной спонтанностью и господством ассоциативных связей. Кроме того, консультативный дискурс имеет тонально-жанровые измерения (серьезность/несерьезность, сокращение/увеличение дистанции общения, обиходность/ритуальность, сотрудничество/конфликт, открытое/косвенное выражение интенций, направленность на информативное/фатическое общение).