Жизненная достоверность
Спектакль вызвал значительный интерес общественности. Разные слои по-разному были заинтересованы им. Купечество с удивлением и страхом следило за раскрытием тех уродливых явлений, которые тщательно скрывались, но существовали в каждой семье этого круга. Молодежь была взволнована остротой поставленных в спектакле вопросов о взаимоотношениях детей с родителями, учеников с воспитателями, об отношении к женщине, о любви. Демократические слои привлекала мысль автора, подчеркнутая режиссером, что условия капиталистического мира неизбежно калечат человека, убивая в нем все живое.
Типичный выразитель хищнической сущности капитализма Красавин, муж дочери Ванюшина Людмилы, откровенно заявляет: «У меня каждый палец коммерческий, каждый ноготь о выгоде думает». И Константин — сын Ванюшина, хоть презирает и ненавидит Красавина, но живет по его правилам. На упрек старика Ванюшина детям, что в их душах нет ничего, кроме жадности и корысти, Константин (его играл Л. М. Леонидов), заложив руки в карманы и смотря на старика со снисходительной улыбкой, отвечает, что рассуждать о всяких моральных вопросах «коммерческому лицу не к лицу». Высказывания отца он расценивает как проявление слабости, как снижение у старика деловых качеств. Так же воспринимала это и Людмила, что позволяло ей грубо оборвать отца, которого раньше она смертельно боялась, и цинично ему заявить: «Распустите нюни, все сквозь пальцы потечет».
В атмосфере бездушия, скрытого разврата, мелкой скаредности задыхаются старик Ванюшин и младший «блудный» сын Алексей. В конце третьего акта между ними происходит впервые за всю жизнь серьезный разговор. На эту сцену Синельников обратил — особое внимание. Актеры говорили просто, тихо, без патетических выкриков. Исполнители, не насилуя своих чувств, несли на сцену правду жизни. Зритель ощущал малейшее движение их души, ему был понятен каждый их вздох, шепот, молчание. Поражала психологическая точность отобранных режиссером нюансов, насыщенность пауз.