Узловые моменты в пьесе
В первой половине объяснения с Елизаветой режиссер удерживал актрису от малейшего проявления возмущения. Чем дольше Мария — Полевицкая, подавляя гнев, сносила насмешки и оскорбления, тем больше гнев овладевал ею и наконец прорывался с огромной силой в обличительном монологе. Стремительно наносила она оскорбительнице удар за ударом, выполняя задание режиссера — успеть обличить Елизавету, не дать ей уйти торжествующей, смять, растоптать ненавистную и любой ценой восстановить свое попранное достоинство. Синельников был доволен — сцена получила должную динамичность.
С другой группой Николай Николаевич готовил «Столпы общества». Поставив до этого, как мы знаем, несколько пьес Ибсена, он уловил внутренний строй его драматургии и полюбил автора. Впоследствии многие его пьесы прошли в театре Синельникова. Но для первого сезона он выбрал одну из пьес наиболее острого социального звучания. Правда, обличительная сила пьесы снижается назидательным финалом: Ибсен переводит решение социального конфликта в сферу моральных категорий. Внезапное саморазоблачение консула Берника, его отказ от жизненных благ во имя обретения духовной свободы не оправданы и звучат фальшиво. Они противоречат сущности Берника, которую раскрыл автор, дав уничтожающе точный анализ буржуазной психологии своего героя.
Основной режиссерской задачей было помочь актерам проникнуться миропониманием ибсеновских героев, Режиссер не подчеркивал внешними приемами сатирических положений в пьесе. Это выявлялось в ходе спектакля несоответствием истинной сущности некоторых персонажей той маске, которую они носят, пропагандируя лицемерную мораль буржуазного общества. В реалистическом плане показывал Синельников респектабельную жизнь дома блюстителя нравственных устоев достопочтенного консула Берника. И постепенно от сцены к сцене обнажал истинные пружины, заставляющие действовать «первого» гражданина города, — «безупречный» моралист Берник обнаруживал черты злостного спекулянта и хищника. Осторожно разматывал режиссер клубок интриги, резко акцентируя острой сменой ритма узловые моменты в пьесе.