Сценическое пространство
В трудные для театра моменты антрепренер обращался к городу за помощью, прося хотя бы отсрочки арендной платы, но получал отказ; стремясь поправить дела, он гнал премьеры; актеры по требованию антрепренера выходили на сцену неподготовленными; зритель, увидев низкопробное зрелище, в следующий раз в театр не шел — сборы падали; антрепренеру подходил срок платить аренду, он опять просил отсрочки, город отказывал, и так далее. В результате зритель смотрел плохие спектакли, а актеры уродовали свои дарования, делаясь равнодушными к вопросам искусства и превращаясь в ремесленников.
Изменить создавшееся положение было не под силу одному человеку, как бы энергичен он ни был. И все-таки, находясь в этом заколдованном круге, Синельников испытывал множество разноречивых чувств, но только не равнодушие. Всячески стараясь улучшить спектакли, он предлагал свежие решения образов, искал естественных мизансцен, репетировал с партнерами, делал указания актерам в сценах, где сам был свободен, все больше и больше времени уделяя режиссерской педагогической работе.
Однажды в какой-то из пьес надо было развести сцену бала, где участвовало двадцать пять исполнителей. Синельников попытался разместить артистов на авансцене, посадив их спиной к зрителю, как бы замкнув сценическое пространство четвертой стеной. Это предложение встретило категорический протест героини. Она отказалась сесть к зрителю спиной, считая это неприличным. После долгих уговоров актриса нехотя выполнила просьбу Синельникова, но до самого спектакля утверждала, что ее ошикают. Только после того, как сцена бала, где актеры разместились в четко вычерченных мизансценах, произвела на зрителей особенно благоприятное впечатление, актриса призналась, что мизансцена для нее удобна и даже выгодна.
Впоследствии Николаю Николаевичу не раз приходилось вести борьбу с боязнью актеров отойти от установившихся в театре шаблонов.