Реалистическое мастерство
Дети живут наверху, отцы — внизу; этот раздел, эту лестницу наверх я поставил стержнем всей постановки, сделав символом ее социальной трактовки. Второй моей задачей было, конечно, подобрать достойный для такой пьесы состав исполнителей. Труппа театра имела богатый материал: М. М. Блюменталь-Тамарина, Светлов, Остужев, Леонидов. Для девочек-гимназисток я взял тогда еще совсем юных начинающих Вековскую и Мальскую. Мне не хотелось брать «опытных» актрис. В них не было бы нужных мне непосредственности и молодости… И мои Аня и Катя оправдали возложенное на них доверие — как и все остальные артисты первого ванюшинского состава».
Из этого высказывания видно, что, во-первых, Синельников внимательно относился к молодым авторам, его привлекала хорошая пьеса, а не громкая фамилия; во-вторых, несмотря на предельно малые сроки, приступая к постановке, он имел точное решение пьесы; в-третьих, определив характер каждого действующего лица, он распределил роли, строго с этим сообразуясь, и, наконец, в-четвертых, не боялся поручать начинающим актерам ответственные роли.
Но Синельников использовал молодого актера в спектакле не только как «фактуру», он не довольствовался показом присущих дарованию актера индивидуальных данных; режиссер умел добиваться, чтобы тот глубоко овладел ролью, создал указанный автором характер.
Синельников начал разрабатывать с актерами материал пьесы «Дети Ванюшина». Жизненная достоверность, создание характеров, которые зритель встречает в окружающей его действительности,- вот чего добивался режиссер. Верно схваченные бытовые подробности, тонко подмеченные в жизни детали, нюансы во взаимоотношениях людей, враждебных друг другу, но долго проживших под одной крышей, внес Синельников в спектакль. Простые, чуждые «театральщине» мизансцены являлись выражением внутреннего состояния действующих лиц. Мизансцены Синельникова настолько точно выражали жизнь в доме Ванюшина, что стали «каноническими» — по ним играли «Детей Ванюшина» и другие театры.