Проникновенная игра
И тогда старик в лохмотьях, выражая человеческое участие к судьбе богача-самоубийцы, говорил глухо и медленно заключительную фразу пьесы: «Застрелился… в саду». Этой роли Синельников придавал большое значение и поручил ее И. Р. Пельтцеру — в то время еще молодому актеру, но уже сыгравшему ряд значительных ролей.
В своих воспоминаниях Синельников указывает, что все исполнители первого спектакля «Дети Ванюшина» были на высоте. Это не совсем так. Исполнителя роли Ванюшина — Н. В. Светлова — Синельникову не удалось полностью освободить от некоторой мелодраматичности, особенно в последнем акте.
В письме к А. П. Чехову О. Л. Книлпер-Чехова, описывая спектакль, именно в этом смысле недоброжелательно высказывается об игре Светлова. Касаясь же режиссерского решения, она указывает: «Постановка смелей нашей в смысле выдержки пауз, немых сцен etc…». Пресса и крупные деятели театра находили большие достоинства в реалистической постановке и превосходной игре многих актеров. Достаточно указать, что К. С. Станиславский, просмотрев этот спектакль, обратился к Синельникову со следующим письмом:
«Многоуважаемый Николай Николаевич!
Я очень благодарен за то, что Вы дали мне возможность прекрасно провести вечер в Вашем театре на спектакле «Дети Ванюшина». Пьеса, постановка и исполнение произвели на меня очень большое впечатление, и я любовался талантами автора, режиссера, исполнителей. Зная по себе, какого труда требует борьба с театральной рутиной и шаблоном, я от всего сердца поздравляю Вас с большой победой, приветствую Вашу большую энергию и желаю дальнейших успехов. Вдумайтесь в мое счастливое и совершенно исключительное положение среди работников театра, которому я служу совершенно бескорыстно, и Вы должны будете поверить искренности моего письма.
С совершенным почтением
К. Алексеев».
К. С. Станиславский понимал разницу условий работы в Художественном театре и театре Корша, а потому, как честный и чуткий художник, дал понять Синельникову, что отлично видит, сколь тяжело режиссеру руководить творческой жизнью театра, находясь в полной зависимости от антрепренера.