полярные слова или чтение мыслей
Вопросы позволяют нам проникнуть под поверхностную структуру слов и установить связь с глубинной структурой — деталями, конкретными фактами — и непосредственно с опытом.
Если вы используете полярные слова или чтение мыслей — «Никто не возьмет меня на работу», «Мои слова нагоняют на вас скуку», — может оказаться, что вы сами начнете верить тому, что говорите.
Карта не территория, а язык не опыт. Но язык может создавать опыт. То, что вы говорите, становится тем, что вы имеете в виду, а не наоборот. Ваши слова становятся вашим посланием, карта становится территорией, меню — пищей.
Используя вопросы, предлагаемые метамоделью — по отношению к себе или другому человеку, — вы подходите к более глубинному посланию, к смыслу, стоящему за словами. Вы смотрите сквозь поверхность в глубь. Язык, являющийся репрезентацией опыта, становится зеркалом, сквозь которое вы проникаете в последний.
Вот два примера использования паттернов языка.
Вы небезразличны к своему здоровью или здоровью своих близких? В этом случае советую на сайт МедСтенд заглянуть, на котором статьи о медицине, науке, здоровье и прочем представлены самые разнообразные. Примите это к сведению.
Либби — начальница Марши в рекламном агентстве. Их отдел отвечает за презентацию творческих идей клиентам.
Либби: Боже, они сводят меня с ума! Каждый раз, когда я с ними встречаюсь, в этом проекте оказывается что-то не так.
Марша: Я знаю, что ты имеешь в виду. Они совершенно не знают, чего хотят. Все, что они знают, — это чтобы он пробуждал энтузиазм и отличался новизной.
Либби: Ладно, мы должны передать его им — хотя я думаю, что мы никогда их не удовлетворим. Приступай к работе над этим последним рисунком и, пожалуйста, вложи в него немного энтузиазма.
Марша: Я поняла! Энтузиазм и еще раз энтузиазм! Я знаю, чего ты хочешь.
Либби и Марша использовали множество «жирных» слов — неконкретных существительных и номинализаций — и предположили, что знают, о чем говорит каждая из них. Может быть, они действительно знают, а может быть, и нет. Однако могут ли они позволить себе что-то недопонять, совершить «коммуникативную ошибку» в напряженном мире рекламы? Упущение в коммуникации может означать упущенную возможность. Возмож
но, они говорят о двух разных клиентах или о двух разных проектах. Возможно, они искажают смысл, вкладываемый их клиентами в слова «новизна» и «энтузиазм» — или смысл, вкладываемый в эти слова каждой из них. Они также ограничивают свою способность к коммуникации, используя полярные слова, такие как «совершенно», «никогда», «каждый раз». Они избирают крайнюю позицию, лишенную вариантов.